Владислав Пьявко отметит юбилей на сцене "Геликон-оперы"

Владислав Пьявко отметит юбилей на сцене
  • 26.05.16
  • 0
  • 9963
  • фон:

За годы своей блестящей карьеры певец исполнил сотни оперных партий, гастролировал во многих странах мира. Он и сейчас продолжает выступать. Преподает в Московской консерватории, является вице-президентом Фонда Ирины Архиповой, работает в жюри вокальных конкурсов, в том числе Международного конкурса вокалистов имени М. Глинки.

В бенефисе, который ставит для Владислава Пьявко Дмитрий Бертман, прозвучат лучшие партии из оперного репертуара певца. С юбиляром на сцене "Геликона" выступят солист Немецкой оперы на Рейне Борис Стаценко, народная артистка России Людмила Магомедова, заслуженные артисты России Ксения Вязникова, Ирина Макарова, Лариса Костюк, Михаил Гужов, солисты Елена Михайленко, Ирина Рейнард, Юлия Юренкова и Альбина Хрипкова.

Как вы сами воспринимаете такие солидные даты?

Владислав Пьявко: Очень волнуюсь. В сумме получается 125, а это серьезно! Очень рад, что голос звучит, и я до сих пор востребован как певец. Переживаю, как воспримет зритель мой юбилейный концерт в "Геликоне". Надеюсь, придут мои друзья. Но и недруги тоже будут (смеется).

Почему решили отметить юбилей не в родном Большом театре, а в "Геликоне"?

Владислав Пьявко: Как-то сразу не сложилось: несколько раз переносили дату, а потом я решил вообще отказаться. Обидно, ведь Большому театру я отдал почти четверть века. Еще год назад предложил отметить в Большом сразу три юбилея: два моих, но в первую очередь 60-летие дебюта Ирины Константиновны Архиповой в опере "Кармен" (премьера 1 апреля 1956 года).

Я часто рассказываю, как впервые увидел Ирину в Большом театре. Она пела с Марио Дель Монако в "Кармен". Это был 1959 год. Я - младший сержант, курсант артиллерийского военного училища, случайно попал на этот спектакль, сидел на галерке и даже не знал тогда, как зовут примадонну. Именно этот спектакль 1959 года стал огромным шагом к ее мировой карьере. После этого состоялись ее первые гастроли в Италии...

Говорят, на вашем юбилее ожидается Одино Маркон, ученик Марио Дель Монако. Он подарит музею "Геликон-оперы" костюм Отелло, в котором когда-то выступал знаменитый певец. А вы, к слову, спели "Отелло" только в 65 лет. Почему?

Владислав Пьявко: Когда Борис Александрович Покровский задумал постановку "Отелло", он подходил ко мне несколько раз, а я (сейчас-то ясно - это мальчишество было какое-то) не захотел петь в паре с Атлантовым. Мы с Володей конкурировали всю жизнь. Сначала были соперники-друзья, потом стали соперники-враги. Атлантов - личность. У него красивый, объемный голос, невероятная работоспособность. Было с кем соревноваться! Когда он ушел из театра, мне стало неинтересно там работать. А ведь какие были страсти!

Эпоха Лемешев - Козловский сменилась, на мой взгляд, временем Атлантова - Пьявко. Известно, что и Козловский с Лемешевым постоянно были на ножах, пока в конце жизни Архипова и Артоболевский их не помирили.

А вас с Атлантовым не мирили?

Владислав Пьявко: Это было тогда бесполезно. Атлантов делал некоторые вещи просто потрясающе. А где-то я был впереди: он, например, не пел Радамеса из "Аиды", не пел Ратклифа в опере Масканьи. Это партия невероятной сложности, и я четвертый тенор, кто смог осилить ее за сто с лишним лет.

Как вам работалось в Большом театре с Борисом Александровичем Покровским?

Владислав Пьявко: Наш тандем выстраивался еще в ГИТИСе - я его ученик. Поначалу довольно жестко: много стычек, но это пошло мне на пользу. Когда закончили институт и я попал в Большой театр, он поздравил всех, кроме меня: "Тебя я не поздравлю. В Большой архитрудно попасть, но еще архитруднее в нем удержаться"...

На одной из репетиций "Катерины Измайловой" Борис Александрович обратился ко мне с просьбой: "Владя (он всегда так меня называл), не могу придумать первый выход Сергея!" Я немного поразмыслил и попросил, чтобы мне заказали в мастерских рубаху-косоворотку с пояском, но секрета своего до времени не открывал. На генеральном прогоне я появился в этой рубашке, в пояс с двух сторон запустил большие пальцы и, расправив грудь, пристально осмотрел двор Катерины, каждую бабу. Слышу гомерический хохот: "Стоп! Антракт! Браво, Владя, точно! Сергей - петух, который входит в свой курятник. Молодчина!"

Какой из оперных героев более вами любим?

Владислав Пьявко: Нелюбимых вообще не играл: в каждую роль вкладывал сердце. Считаю, что самая гениальная опера - "Пиковая дама" Чайковского. Герман - любимейший герой, и Хозе, и Радамес, и Каварадосси, и Манрико! Обожаю всех.

В 69-м вы стажировались в Ла Скала. Тогда это было чем-то из ряда вон выходящим?

Владислав Пьявко: Могу сказать одно: сейчас стажировка в Европе доступна тем, у кого есть деньги, а деньги, как правило, есть у тех, у кого нет таланта. Если бы мне сейчас было 17 и я жил в той социальной прослойке, в которой родился, я никогда б не поднялся. Чтобы воспитать артиста, требуется не один десяток лет. Тогда государство вкладывало деньги в культуру, потому что понимало, искусство - это лицо народа, а за "лицом" надо ухаживать, лелеять его. И никогда прежде в России искусство не было статьей дохода. А сейчас не только в искусстве, но и во всех направлениях человеческой деятельности разрушается традиция преемственности поколений. Вот это страшно.

А что вы сами вкладываете в понятие талант?

Владислав Пьявко: Это целеустремленный сгусток энергии, который ведет тебя по жизни именно к тому, к чему ты должен быть привинчен. На сцене, если нет полной самоотдачи, - не будет ни спектакля, ни героя.

Владислав Пьявко - выдающийся российский тенор, народный артист СССР. Родился в 1937 году в Красноярске. Окончил Коломенское Краснознаменное артиллерийское училище и ГИТИС им. А.В. Луначарского по специальности артист и режиссер музыкальных театров (педагоги С. А. Ребриков и Б.А. Покровский). В 1965 году попал в стажерскую группу Большого театра. В 1966 году спел партию Пинкертона в премьере "Чио-Чио Сан" с Галиной Вишневской. С 1967 по 1969 год стажировался в Ла Скала. В Большом театре исполнял ведущие партии драматического тенора: Хозе ("Кармен"), Самозванец ("Борис Годунов"), Радамес ("Аида"), Каварадосси ("Тоска"), Водемон ("Иоланта"), Ноздрев ("Мертвые души"), Сергей ("Катерина Измайлова") и другие. Удостоен в Италии медали за исполнение партии Гулельмо в опере П. Масканьи. В репертуаре певца 500 романсов, циклы камерной музыки, песни народов мира. Пишет стихи.

Кстати

Звание народный артист СССР впервые было присвоено в 1936 году (Константину Сергеевичу Станиславскому). За всю историю звания (до1991 года) народных артистов было 1010.

Источник