"Не спецэффекты, а люди": как кино России возвращается к стандартам СССР

  • 07.05.23
  • 0
  • 10605
  • фон:

Российское кино отходит от голливудских шаблонов. Значит ли это, что режиссеры возвращаются к отечественной школе, кто сегодня снимает фильмы "про людей" и какой Голливуд не стоит забывать — в материале РИА Новости.

Отход от Америки

"Мы видим, что получает "Оскар" сегодня, мы видим, как он изменился, — сказал режиссер Никита Михалков на брифинге перед открытием 45-го Московского Международного кинофестиваля. — Посылать туда фильмы я лично не вижу смысла, <...> нужно пытаться развивать свое, а не пытаться попасть в тренд. Оглядываться постоянно на кого-то — сейчас мы от этого отучаемся".

У художественного руководителя российских программ ММКФ Ирины Павловой собственный взгляд на проблему фильмов, которые снимались с оглядкой на Запад.

"Мы до голливудских стандартов не дотягивали никогда, — отмечает она в интервью РИА Новости. — Голливуд — это всегда зрелище, включая всех "Гарри Поттеров" и "Властелинов Колец". Военные фильмы, фантастические, антиутопии — тот уровень компьютерной графики нам даже и не снился".

Впрочем, Западу пытались подражать, добавляет эксперт.

"У нас появилась громадная и никому не нужная плеяда режиссеров, жаждущих международного признания, — рассказывает Павлова. — А что нужно, чтобы понравиться? Чтобы герои вели себя как идиоты или сумасшедшие, и вокруг сплошная чернуха — такой был запрос у фестивалей на показ жизни в России. Подобных фильмов сняли много, их никто у нас не смотрел, но на зарубежных киносмотрах они побеждали".

У российского кино сегодня много путей развития. Один из них — вспомнить наследие кинематографа СССР.

Кино без национальности

Далеко не все современные режиссеры мыслят критериями "голливудских шаблонов" и "советского стандарта". Среди них — автор "Вызова" Клим Шипенко.

Режиссер фильма "Вызов" Клим Шипенко на премьере в кинотеатре "КАРО 11 Октябрь" в Москве

"Я очень точечно знаю советский кинематограф, — говорит режиссер. — И его преемником себя не считаю. Живу не в стандартах и традициях, а в понятиях "плохого" и "хорошего" кино. Жанрового, зрительского. В разных странах есть примеры как удачных лент, так и неудачных".

Советское кино — разное и хорошее

Нельзя воспринимать советское кино как общий монолитный феномен, единственная цель которого – воспитывать зрителя, отмечает киновед, доцент ВГИКа Татьяна Яковлева.

"У Климова, Тарковского, Гайдая и Хуциева — разный подход, свой почерк, но это авторское кино, которое имело успех у зрителя, — объясняет она. — Существует стереотип, что советские фильмы — обязательно добрые, однако этих режиссеров нельзя просто назвать "добрыми". Они создали традицию тонкого, умного кино — как и Авербах, и Данелия".

Эти советские режиссеры никогда не шли по пути упрощения картины мира, считает Яковлева. Снимая фильмы на тему Великой Отечественной войны, они демонстрировали сложный и трагичный взгляд — как, например, Элем Климов в "Иди и смотри".

"Создатели таких картин не ставили цель только увлечь или развлечь зрителя, — замечает эксперт. — Не разбавляли ленты о войне приключениями или чем-то увеселительным. На эту традицию умного кино безусловно стоит ориентироваться".

Так ли ужасен Голливуд?

Голливудское кино тоже нельзя считать однородными. Американские фильмы — не только экшн, фантастика и спецэффекты. По словам Татьяны Яковлевой, режиссеры "Нового Голливуда" во многом строили свое творчество, ориентируясь на тенденции европейского авторского кинематографа. Например, Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола, Питер Богданович.

Режиссер Френсис Форд Коппол в Москве

"Возьмем фильм "Крестный отец", — приводит пример Яковлева, — С одной стороны, эта лента — продолжение гангстерского жанра, типичного для кино США. С другой — история о семье, очень личная, рассказанная в авторском стиле".

Автор фильма может использовать какие угодно шаблоны, но не должен становиться их рабом, продолжает Яковлева. Отталкивается ли молодой режиссер от советских традиций или голливудских, его задача — вносить смысл, разрабатывать собственный почерк.

Кто наследник советского кино?

Продолжателем традиции советского авторского кино можно назвать режиссера Владимира Хотиненко, как и его учеников — Александра и Владимира Коттов, считает Татьяна Яковлева. А также — Бориса Хлебникова и Андрея Звягинцева.

"Я помню, когда Звягинцев получал "Золотого орла" за фильм "Возвращение", он благодарил не маму с папой, а Тарковского и Антониони", — напоминает эксперт.

Еще один наследник авторской советской традиции — Александр Сокуров, сам ставший классиком нашего времени.

Режиссер Александр Сокуров

"Кинематограф развлекательный у нас так и не родился по-настоящему, — отмечает Ирина Павлова. — Вот сейчас слепили из того, что было, "Чебурашку", и страна счастливая помчалась смотреть. Придумал свою формулу успеха продюсер Леонид Верещагин: в фильмах "Легенда 17", "Движение вверх", "Чемпион мира" он напомнил стране, как мы умели побеждать при советской власти. Но на этом всю жизнь не простоишь".

Людям о людях

Кинематограф, который можно смотреть, затаив дыхание, сейчас только зарождается, уверена Павлова.

"Он по смыслу возвращается к позициям очень хорошего советского кино, — продолжает эксперт. — Кино Авербаха, Аграновича, Германа, которые снимали талантливые тонкие фильмы про людей. Не про тараканов, а про людей".

На взгляд Ирины Павловой, есть "два лучика надежды" в современной индустрии.

"Первый — Борис Хлебников, который снял фильм "Аритмия". Жизнь обычного врача скорой помощи сорвала кассу. Выяснилось, что люди хотят смотреть про себя, про свою неудачную любовь и маленькую зарплату. У нас до этого как показывали в сериалах? Доктора живут в шестикомнатных апартаментах, учителя носят "Шанель" и "Карден". А там — нормальный человек, сыгранный одним из лучших актеров современности Александром Яценко. И у всех захватило дух".

Хлебников снял "Снегирь" — фильм открытия ММКФ-2023.

"Про то, как рыбакам с траулера дали двух практикантов, — рассказывает Павлова. — Когда я смотрю, как эти грубияны заботятся о малолетних дурачках, думаю: "Боже мой, это же про всю нашу страну"! У нас сейчас родители идут на любые жертвы ради детей".

В "Снегире", добавляет Павлова, нет шикарных квартир, а только грязь и ужас, но посреди них — чистые человеческие судьбы. И сорвавшая аплодисменты реплика "ну что ты всякий раз ноешь, когда мы тонем?"

Другой продолжатель традиций советского кино, по мнению Ирины Павловой — Сергей Урсуляк, снявший фильм "Праведник".

"Я рыдала весь фильм, — признается она. — Это опять кино про людей. Не про сумасшедших героев, которые одной рукой сорок танков подбивают. Это и есть советская традиция — снимать о людях, а не о боях бронемашин с бронемашинами".

Источник