Закрытие 92-го театрального сезона в Брянске. Бесконечный блюз об одиночестве.
"А небо и правда сегодня белое-белое, как лист чистой бумаги..."
5 июля 2018 года в Брянском драматическом театре им. Толстого состоялась торжественная церемония закрытия 92-го театрального сезона. Завершающей нотой стал спектакль студентки Санкт-Петербургского вуза Анны Трояновой «Бесконечный блюз или говори со мной словно дождь» по мотивам произведения Уильямса Теннеси «Говори со мной словно дождь и не мешай слушать». Интересно, что Анна – наша землячка, уроженка Стародуба.
Торжественная часть мероприятия проходила на Театральной площаде, и уже тогда по количеству гостей стало ясно, что в зрительном зале совсем не останется пустующих мест.
Первое яркое впечатление ожидало зрителей еще до начала спектакля, ведь сценические декорации были весьма неожиданными. Они представляли собой круглую барную стойку, вокруг которой проложены рельсы, олицетворяющие само течение жизни. Красная надпись над баром гласила «Mister RAY». Первая ассоциация с названием заведения, которая всплыла в голове - Рай. И, действительно, в ходе постановки приходит осознание того, что этот самый бар – место для неприкаянных и одиноких людей, для которых Мистер Рей словно ангел – наблюдающий, помогающий, но не вмешивающийся в течение Жизни.
Главной идеей спектакля является то, что люди, пытаясь докричаться друг до друга, в состоянии слышать только себя. Тем самым, они словно разговаривают на разных языках и только заглушают слова, которые пытается донести до них другой, некогда близкий, человек.
Произведение Уильямса Теннеси - всего лишь отправная точка для создания спектакля, ведь в нем описана только одна сюжетная линия, присутствующая в постановке.
Остальные сюжетные линии придуманы создателями этого прекрасного блюзового произведения. На сцене разворачиваются четыре разные, но сплетенные темой человеческого одиночества среди близких людей, истории.
История самого Бармена, который когда-то написал удивительную книгу, но теперь одинок и ни в коем случае не хочет нарушать своего одиночества. Даже под натиском юной и прекрасной особы, желающей показать ему, что все еще впереди... На деле именно этот герой является самым светлым персонажем постановки, ведь в финале он говорит, что все будет хорошо, что будет мир во всем мире и люди поймут, что вечное – гораздо важнее глупых истерик. Просто нужно время, которое, как известно, лечит.
История Мамы и не совсем обычной Дочери. Дочка так и не смогла выйти замуж, ведь она разительно отличается от «кисейных барышень», да и замуж ей не особо хочется. Избранник не нашелся, а «тащить кого-то в постель», чтобы просто выйти замуж – не самая лучшая идея для воспитанной девушки. Но состояние семейного бюджета становится все плачевнее и плачевнее…
История Пьяницы и его Жены, описанная Теннеси Уильямсом. Двое, вроде бы близких людей пытаются, под шум падающих капель, поговорить друг с другом, но никак не могут договориться, или же просто слышат только себя, не желая услышать другого. Она – всего лишь хочет нормально поесть, а он зачем-то дарит ей красивые вещи, купленные или даже краденные. «Поговори со мной!», - кричит он ей, но она продолжает свой монолог о лучшей жизни… Без него.
История Маленькой Девочки и Мальчика, которые прогуливают занятия, потому что небо над их головами похоже на белый лист бумаги, размышляют о смерти и одиночестве. Мысль об обыденности смерти в жизни девочки и то, что близкие люди рано или поздно покинут ее стала чем-то настолько обычным, что она, смеясь, говорит о том, как умерла сестра и о том, как мать сбежала с ухажером. Но на самом деле, где-то в глубине души, скрывает за детской беспочностью неуемное и огромное одиночество.
Каждая сцена набирает обороты по мере развития событий и заканчивается самой настоящей истерикой, с крушением декораций и криком души, который обращён ко всему зрительному залу и дальше - в вечность...
Кульминационным и живым моментом спектакля стали монологи, которые для усиления яркости восприятия – громко и, совсем уж, не своими голосами читались в микрофон. Монологи-мысли главных героев, которые звучат в головах внутренними голосами, бьются огоньком надежды, что все еще можно исправить, но так и не находят того, кто бы услышал.
Блюзовые композиции в живом исполнении актеров точно смогли передать общее надрывное настроение спектакля, расставляя смысловые акценты и разгружая действие.
…А что если старый бармен уже давно понял то, что не нужно пытаться кому-то что-то доказывать, а нужно просто жить, подружившись со своим персональным внутренним одиночеством?
Спектакль о мечтах о прошлом и будущем, которые приправлены щепоткой горького одиночества, живущего во всех нас.
Спектакль о людях, истерично желающих быть услышанными, но не слышащих в гуле собственных мыслей не только друг друга, но даже себя.
Спектакль о любви и понимании. Слепой любви к себе, но не к тем, кто находится рядом.
Спектакль - в духе современности, вводящий в транс, заставляющий задуматься о том, как же сложно сломать стены непонимания. Но надо верить в лучшее.
И слушать. И слышать. Дождь. Блюз. И друг друга.
Материал подготовили: Янина Черкасова-Мишина и Ольга Умарова.
Фото: Группа Вконтакте "Брянский театр драмы".