• Краеведческие чтения: «Люди дела: купцы и промышленники»

    Краеведческие чтения: «Люди дела: купцы и промышле...

    29.11.24

    0

    4436

Духи времени: что такое церемония айваски

Духи времени: что такое церемония айваски
  • 25.08.17
  • 0
  • 10095
  • фон:

Вместе с непосредственными участниками перуанских мистических ритуалов выясняем, что такое церемония айваски и почему по ней сходит с ума весь мир

В современном мире место кабинета психолога заняли леса Амазонки, модные ­показы ­проводят с одобрения потомственных бразильских шаманов, а единственный отпуск в году бизнесмены, политики и их светские подруги проводят на ночных церемониях айваски. Поговорив с непосредственными участниками мистических событий, ELLE разбирается, как древняя лиана постепенно опоясывает весь мир.

Духи времениФОТО: RUVEN AFANADOR

Из учебника ботаники: айяуаска, или, пардон, айхуаска (все опрошенные нами участники церемоний называют ее айваской, поэтому мы решили придерживаться этой версии) — это южноамериканская лиана, произрастающая в лесах Амазонии. Как и ее тропические родственники, она извилистая, крепкая и настолько красивая и гибкая, что порой кажется живой.

Из легенды жителей Амазонки: айваска — это дух. Считается, что тысячу лет назад перед смертью могущественный вождь Натема поклялся своему народу, что никогда его не оставит. И когда великий предводитель все-таки умер, на месте его тела выросла сильная лиана. Потомки Натемы не придумали ничего лучше, как сделать из «растения-вождя» отвар, благодаря которому они отправились в увлекательное галлюциногенное путешествие в мир духов, где избавились от всех страхов и получили ценные указания.

Из конспектов по истории: первыми европейцами, попробовавшими айваску, стали испанские конкистадоры. Духом Натемы они совсем не прониклись и чудесных откровений не получили, «лиану мертвых» прокляли и стали бороться с древними поверьями кровавыми методами. Однако языческий культ айваски в жизни индейцев был настолько силен, что церемониальные традиции в лесах Амазонии все-таки сохранились. Видимо, для того, чтобы в XXI веке торжественно выйти из тропической тени и помочь нам понять и найти себя.

Говорить, что айваска в моде, некорректно и не столь масштабно, как есть на самом деле. Вокруг растения сложился культ. Любопытно, что в Бразилии в середине 1980-х лиану легализовали не из-за медицинских показаний, а из чисто религиозных соображений. Специальная комиссия доказала, что растение необходимо людям для общения со своими духами. Ведь нельзя же, в конце концов, запретить человеку молиться и ­залечивать раны?

В середине XX века мифическая подноготная айваски заинтересовала ученых — не только на родине лианы в Перу и Бразилии (здесь ее считают национальным достоянием), но и в США ведут серьезные исследования на тему медицинского применения веществ, содержащихся в растении. Доказано, например, что айваска справляется с депрессией. Из юридической практики: сразу оговоримся, в большинстве стран мира айваска криминализирована и входит в список запрещенных препаратов. В том числе на территории России ее распространение и употребление уголовно наказуемы.

ДЖУНГЛИ ЗОВУТ

Бубенцы в волосах, посох из усохшей лианы, босые ноги, полоски оранжевой краски на лице, ворох мошек над головой... А может быть, все-таки идеально отглаженная белая футболка, удобные сандалии и шорты-сафари? Современные шаманы, мало того что выглядят довольно прогрессивно (а набедренные повязки если и одевают, то только для церемонии) и часто имеют серьезное медицинское образование, так еще и с успехом гастролируют по миру и входят в светские круги парижского, лондонского и московского обществ. Водить дружбу с церемониальным шаманом так же престижно, как сидеть на первом ряду кутюрной Недели моды.

Так, на одном из таких европейских «турне» успешная бизнесвуман Ксения Руна, соучредитель благотворительного фонда по очистке океана от пластика Arctic Symposium и владелец компании по организации экстрим-туров, познакомилась с учеником перуанских шаманов — Виктором Ньега. После разговора по душам (причем буквально) Ксюша вместе с друзьями решила поехать в Перу на сакральный тренинг. Ритуальный лагерь располагался неподалеку от Китоса, в глубокой чаще амазонского леса, ­возле священной реки. Ритуалы айваски Виктор Ньега проводит здесь в паре со своим учителем — 95-летним влиятельным шаманом Доном Педро.

Все приглашенные независимо от уровня достатка селятся в небольших домиках — по сути, на деревянном настиле с крышей, кроватью и москитными сетками вместо стен. Душ — под открытым небом, с водой из Амазонки, удобства — во дворе. «По ночам к твоему жилищу приходят разные животные: обезьянки, ящерицы, всевозможные насекомые, — Ксения вспоминает о том приключении без малейшего содрогания. — Я абсолютно городской житель и подобных моментов взаимодействия с дикой природой обычно очень боюсь. Поразительно, но в том лагере мне совсем не было страшно. Тарантулы — это, конечно, малоприятное зрелище, но когда во время медитаций ты соединяешься с энергией ­этого места, то страх и опасения, что кто-то может тебя укусить или съесть, пропадают».

Первые три дня занимает подготовка к церемонии. «Это время очистки, — объясняет Ксения. — Мы ничего не ели, а только пили в больших количествах воду и специальные травы. Каждому участнику подбирают свой отвар — смотрят на тебя, считывают энергетическое поле и понимают, что поможет именно тебе впоследствии получить желаемое. Отсутствие еды никого не беспокоит: в джунглях стоит сильная жара и есть совсем не хочется. Все свободное время ты с утра до ночи медитируешь вместе с шаманами. Отдельное условие — нельзя друг с другом разговаривать. Получается, что ты остаешься наедине с собой, сталкиваешься с собственными демонами и проблемами, которые хочешь разрешить или понять благодаря айваске».

После трех дней очистки участникам дают еду — только местные продукты (фрукты, крупы), без соли и без сахара. На четвертые сутки, ночью, шаманы проводят первые ритуалы айваски. Все церемонии проходят в специальной круглой беседке в джунглях — ее называют малокой — при участии двух шаманов.

Другая наша героиня — Ирина Гудкова, президент компании IFD Milano, которая прошла через несколько ритуалов айваски, — объясняет групповой регламент: «В церемонии обычно участвует от 6 до 20 человек. Оптимальным считается восемь — при таком количестве шаман может взаимодействовать с каждым присутствующим. В Перу проводят и индивидуальные церемонии, но сами шаманы их не очень жалуют, так как видят основной смысл именно во взаимодействии людей в группе. Одежда рекомендуется ­белого ­цвета, для лучшего прохождения энергий». Чаще всего, кроме самой айваски. в рецепт отвара входит и ее компаньон — чакруна.

Каждый вечер шаманы загодя обкуривают ритуальное пространство малоки; участники садятся в круг на коврики и со своими тазиками. Шаман начинает играть на музыкальных инструментах (дудочка, гармошка и бубны) и петь песни, которые пришли к нему посредством медитации, — таким образом он входит в транс. Участникам наливают айваску — постепенно вместе с этой музыкой в трансовое состояние погружаются все присутствующие. То, что происходит потом, очень индивидуально и предугадать сложно. «Мой персональный опыт — это выход из тела, — говорит Ксения. — Во время церемонии мне было настолько физически и эмоционально больно, что я не могла больше находиться в теле. Сидела на коврике с закрытыми глазами, но в то же время будто видела все происходящее и себя в том числе как бы со стороны. И именно в этот момент в голову приходило разрешение проблем и ясное объяснение каких-то вещей, которые раньше казались тупиковыми. Мы проводили ритуалы десять ночей подряд — и каждый раз я получала совершенно разную информацию и опыт». «Во время церемонии человек находится в полном сознании, но обычно не может двигаться и разговаривать. Все внимание переключается на внутренние ощущения и переживания. Мы привыкли считать, что у нас всего пять органов чувств, на самом деле можем воспринимать до 45 оттенков, забытых в ходе эволюции», — объясняет Ирина.

Каждый ритуал нерегламентирован по времени. Иногда церемонии проводят до самого рассвета, в другие ночи все заканчивается очень ­быстро. В среднем — это 4–5 часов.

Духи времениФОТО: RUVEN AFANADOR

ГОЛОВНОЙ ОФИС

Сегодня про «прототип» айваски — вождя Натема — на церемониях редко вспоминают. Те, кто проводит и проходит через обряды, называют лиану «мамой». И у каждого эта мама-­айваска своя. Чаще она принимает ­облик маленькой старушки, птички колибри или змеи. Шаманы верят, что это именно тот дух, который ведет тебя по жизни, помогает понять вещи, необходимые в данный момент, снимает негативные блоки и заставляет ­двигаться дальше.

Ирина Гудкова объясняет мистический эффект с научной точки зрения: «При соединении двух основных растений айваски и чакруны происходит сильное воздействие на шишковидную железу (в народе ее называют «третьим глазом») и производство гормона ДМТ («молекула духа»). Подсознание, которое обычно нам недоступно, выходит на поверхность. Потенциал работы мозга увеличивается от 10 % до 50–60 %. Перед человеком предстает река его жизни — от рождения до настоящего момента, — которая уходит в будущее. Мозг выбирает наиболее острые и проблемные ситуации и показывает их в том виде, как они есть, а не в том, в котором мы захоронили их в подсознании. Это глубокий психоанализ собственной жизни и личностных отношений, долгожданное решение неразрешимых проблем».

Выход из транса — тошнота. «Иногда ты сам не можешь выйти из этого состояния. Тогда к тебе подходит шаман и специальной песней подводит к тому, что тебя выворачивает наизнанку. Потом все замечательно — после церемонии ничего не болит, ты себя прекрасно чувствуешь. Причем как физически, так и эмоционально. Внутренний сосуд будто заполняется новыми позитивными идеями, любовью и ощущениями, которые в корне меняют жизнь», — единодушно подтверждают прошедшие через церемонии.

«Несколько лет назад в моей жизни настал момент, когда я переживала сильный семейный и личный кризис. Разочаровавшись в европейских психологах и прочих традиционных методах лечения и врачах, я решилась на новый опыт, — рассказывает Ирина. — Я нашла клинику натуральной медицины в Тарапото и полетела туда с определенным намерением пройти три церемонии айваски. Результат был поразительным. Мои семейные отношения наладились как по волшебству, я перестала болеть респираторными заболеваниями, и все химические показатели крови значительно улучшились. Этот опыт поменял мою жизнь, заставил пересмотреть привычные ценности и собственную миссию. Мне захотелось поделиться им с друзьями и близкими людьми. Поэтому мы с мужем построили в Бразилии (в зоне ­экватора, где собственно и произрастают эти амазонские растения) небольшой резорт — Country Club Picturinga, куда на определенные периоды времени приглашаем потомственных шаманов с образованием для проведения церемоний айваски. А также — специалистов по восточным практикам, таким, как аюрведа и йога. Получается комплексное лечение для сознания и тела».

ЛОВУШКА ИНДЕЙЦЕВ

Пример с резортом Ирины Гудковой, в котором каждый шаман — дипломированный, не случаен. Будьте ­бдительны — нужно четко понимать, к какому специалисту ты едешь. Человек должен быть проверенным. Не каждый самопровозглашенный шаман предан своему делу — в джунглях легко можно наткнуться на шарлатанов. «Одна моя знакомая по­ехала в Амазонию на авось и решилась на айваску уже на месте. В итоге после той поездки у нее начались страшные истерики, нервный тик, она чуть не загремела в психиатрическую лечебницу. Впоследствии оказалось, что ее шаман устраивает церемонии, чтобы питаться чужой энергией», — объясняет Ксения.

Повторять курс мистического преображения (к слову, один полноценный ритуал стоит в среднем 100–200 долларов) шаманы рекомендуют не чаще раза или двух в год. Но все-таки четкого расписания или курса лечения нет и быть не может. В Амазонии все, как в большом бизнесе или в процессе заботы о собственном теле, — работать над собой нужно не от случая к случаю, а постоянно. С айваской или без нее.

Источник