Летопись мужества на экране
Виртуальная выставка киноэскизов из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра
Тема Великой Отечественной войны, имеющая в советском киноискусстве особую патриотически-воспитательную значимость, неисчерпаема. Пройдут годы, и на экране появятся новые фильмы, рассказывающие о Великой Отечественной войне. Время откроет в ней новые грани, даст художникам иные возможности воплощения темы, расширит круг их размышлений. Именно по эскизам и раскадровке намечается будущая изобразительно-пластическая среда кинокартины. Художник воссоздает атмосферу «мира действия», уточняет ее исторический и социальный адрес, интерпретирует тему сценария. При этом он организует съемочное пространство наиболее удобно для работы кинокамеры, выверяет масштабные соотношения обстановки, съемочного объекта с актерами – персонажами фильма. Светом и цветом придает неповторимую окраску каждому эпизоду и колориту всего кинопредставления в целом.
В собрании Брянского областного художественного музейно-выставочного центра советское кинодекорационное искусство представлено отрывочно, в основном работами 1960 – 1970-х годов. Из которых 9 эскизов к художественным фильмам о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Каждый эскиз музейного собрания несет в себе художественные ценности, помимо кинематографических, как и всякое художественное произведение. Это этапные, значительные композиции к фильмам, получившим заслуженное признание и вошедшим в золотой фонд советской кинематографии, к фильмам, в которые вложили свой талант выдающиеся режиссеры и художники: «Чистое небо» (1961), «У твоего порога» (1962), «Пришел солдат с фронта» (1972) и «Семнадцать мгновений весны» (1973).
«ЧИСТОЕ НЕБО» (1961 год)
Киностудия «Мосфильм»
Режиссёр - Григорий Чухрай
Сценарист - Даниил Храбровицкий
Художники - Борис Немечек, Валентин Перелетов
Летчик-испытатель Алексей Астахов, герой Советского Союза, во время войны попадает в плен. После войны вернувшегося Астахова исключают из партии, увольняют с работы и лишают правительственной награды. Долгие годы герой не имеет возможности вернуться к своей профессии. Астахов страдает, но любовь Саши Львовой, которую она пронесла через войну, и вера в себя спасают его и возвращают надежду на справедливость...
Немечек Б.К. Тревога. 1966 год
Эскиз к кинофильму "Чистое небо"
«У ТВОЕГО ПОРОГА» (1962 год)
Кинокомпания «Мосфильм»
Режиссер - Василий Ордынский
Сценарист - Семен Нагорный
Художники - Борис Немечек, Арнольд Вайсфельд
Суровая осень 1941 года. Немцы на подступе к Москве. Зенитные батареи противовоздушной обороны в оперативном порядке были переброшены в район Лобни, дабы предотвратить прорыв немецких танков. Один из орудийных расчётов занял позицию на развилке, возле домика, в котором живёт женщина с тремя детьми…
Немечек Б.К. У Никитских ворот. 1962 год
Эскиз к кинофильму "У твоего порога"
Немечек Б.К. Тигры под Москвой. 1962 год
Эскиз к кинофильму "У твоего порога"
Немечек Б.К. На подступах к Москве. 1962 год
Эскиз к кинофильму "У твоего порога"
«ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА» (1971 год)
Кинокомпания «Мосфильм»
Режиссер - Николай Губенко
Сценарист - Василий Шукшин
Художник - Ипполит Новодережкин
С фронта возвращается инвалидом школьный учитель Николай Егоров, который узнает, что его жена умерла, оставив маленькую дочь Надю. Он находит в себе силы жить дальше – ради дочери и ради родной деревни, которую нужно возрождать. Односельчане избирают Николая председателем. Он принимается яростно поднимать из пепелища родные края...
Новодережкин И.Н. Разрушенный полустанок. 1972 год
Эскиз к кинофильму "Пришел солдат с фронта"
Новодережкин И.Н. Начало строительства. 1972 год
Эскиз к кинофильму "Пришел солдат с фронта"
Новодережкин И.Н. Строительство деревни. 1972 год
Эскиз к кинофильму "Пришел солдат с фронта"
Новодережкин И.Н. Дом Веры. 1972 год
Эскиз к кинофильму "Пришел солдат с фронта"
«СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» (1973 год)
Киностудия имени М. Горького
Режиссёр - Татьяна Лиознова
Сценарист - Юлиан Семёнов
Художник - Борис Дуленков
Время и место действия – Германия, канун Победы в Великой Отечественной войне. Макс Отто фон Штирлиц является советским разведчиком, внедренным в центральный аппарат СД. Его основная задача – выяснить информацию о том, кто из высокопоставленных чиновников Рейха ведет тайные переговоры с западными державами. На определенном этапе развития событий складывается ситуация, при которой Штирлиц остается без связи со своим руководством. Он решается на закулисную игру, используя имеющееся соперничество между членами руководства. В руки Мюллера попадают неопровержимые улики того, что Штирлиц является агентом разведки…
Дуленков Б.Д. Вестибюль. 1974 год
Эскиз к телефильму "Семнадцать мгновений весны"