В Брянске показали мистический рок-спектакль о Паганини
Личность гения от музыки Никколо Паганини буквально с момента его рождения была овеяна различными легендами. Свой оригинальный взгляд на итальянского маэстро показали актёры Московского Театра пластики и драмы Александра Бабенко 22 мая 2018 года на сцене Брянского областного театра драмы им. А.К. Толстого. Пластический спектакль ПАГАНИНИ по мотивам поэмы «Sforzandо» Вячеслава Анисимова (переложение пьесы Владимира Балашова) состоялся в рамках XXIII Международного фестиваля СЛАВЯНСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ.
Международный театральный фестиваль традиционно собирает в Брянске талантливейшие коллективы из России и Ближнего зарубежья. Москву в этом году представляют сразу несколько театров, разных по стилистике, но одинаково интересных как заядлым театралам, так и тем, кто только знакомится с волшебным миром Мельпомены.
Интересно, что Брянск стал первым городом после Москвы, где был показан спектакль «Паганини». Это одно из главных сценических детищ режиссёра и хореографа, лауреата национальной премии фестиваля «Золотая маска» и международного форума «Золотой витязь» Александра Бабенко.
В своей постановке он рассмотрел феномен великого итальянского скрипача и композитора как «первого рокера во Вселенной», выбрав для музыкального наполнения метал-легенды отечественной группы «Ария». И это не случайно, ведь Паганини (который также виртуозно владел гитарой) известен как большой новатор, шагнувший далеко за пределы своего времени.
…На показ этого необычного спектакля в стиле «рок» в брянский драмтеатр пришла довольно разновозрастная публика. К началу спектакля в зале практически не осталось свободных мест. В руках у многих были программки, в которых можно было узнать интересные «не музыкальные» факты о Паганини.
С первых минут и до финальных аплодисментов актёры действовали гипнотически: выверенная пластика, акробатические стойки, взрывающиеся песнями голоса и феерическая игра Паганини, которую буквально «на пальцах» показал Александр Бабенко. Полноценными участниками спектакля стали музыканты группы «РОК ТЕАТР», исполнившие удивительно подходящие по духу хиты от легенды отечественного хеви-метала «Арии» на слова Маргариты Пушкиной.
Что касается сюжета, то показан период биографии Паганини, который всегда находился немного в тени его триумфального шествия по планете. Маэстро (его играет Александр Бабенко), ещё молодой и только познавший славу, поселяется в одном из городов Тосканьи. Свою скрипку он временно сменяет на… ножницы садовника, и берёт себе другое имя - Луиджи. Он встречает здесь своего друга Винченцо (заслуженный артист России Дмитрий Бозин), который когда-то также занимался музыкой, но разочаровался в своих способностях и стал святым отцом.
Тайная зависть к таланту друга подогревается его «нецерковным» поведением. Паганини влюбляется в прекрасную вдову Беатриче (лауреат Международного театрального форума «Золотой Витязь» Софья Торосян) и вопреки устоям своего времени решает венчаться с ней. Тогда отец Винченцо всеми правдами и неправдами добивается, чтобы Паганини покинул город и даже был отлучён от церкви. Не приспешник ли он тёмных сил, если умудрился вернуть к жизни «утопленную» в святой воде скрипку? А как объяснить его воистину неземное мастерство?
Таким образом, через весь спектакль проходит один главный вопрос, которым особенно задавались в более суеверные времена: кто же такой Паганини – ангел или демон? Но не в нас ли самих так часто успешно соседствуют тёмное и светлое?
Как образ Паганини стал на сцене неотделим от исполнявшего его Александра Бабенко, так и трудно представить более правдоподобного "дьявольски святого" отца Винченцо в исполнении Дмитрия Бозина, вкрадчивый голос которого не менее пластичен, чем тело. Всё земное и прекрасное соединилось в Беатриче-Софье Торосян, которая даже в своём страдании, своей слабости и своей близости оставалась недосягаемой Музой, Мечтой, Истиной.
После спектакля актёры со сцены немного рассказали о жизни великого музыканта, факты из биографии которого и по сей день вызывают сострадание и даже ужас. Так, например, более полувека после смерти Паганини его тело по запрету священнослужителей не могли предать земле. А все свои уникальные скрипки музыкант раздал друзьям, которые его втайне или открыто ненавидели…
Зал долго не хотел отпускать труппу, ставшую, по признанию многих, «глотком свежего воздуха» в Брянске, а в финале музыканты вместе со зрителями исполнили настоящий рок-гимн – пожалуй, самой Жизни, которая дарит миру и великое добро, и великое зло, и великих людей.
А Международный фестиваль СЛАВЯНСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ в Брянске продолжает дарить гостям и жителям партизанского края замечательные спектакли. Следите за афишей на портале iCity.life!
Текст и фото - Ольга УМАРОВА.