• Дорохов и команда

    Дорохов и команда "Регионы" в Красноярске 12 ноябр...

    02.11.24

    0

    92945

  • Проект «Музыкальные шедевры» объединил в Сириусе поклонников барокко и оперы

    Проект «Музыкальные шедевры» объединил в Сириусе п...

    01.11.24

    0

    3463

  • Впервые в Красноярске Татьяна Куртукова

    Впервые в Красноярске Татьяна Куртукова

    01.11.24

    0

    93707

  • В гала-концерте Фестиваля искусств «Хворостовский» выступят солисты трех театров

    В гала-концерте Фестиваля искусств «Хворостовский»...

    30.10.24

    0

    10627

Вспышка света сквозь сумрак. Концерт поэтессы Виктории Манасевич

Вспышка света сквозь сумрак. Концерт поэтессы Виктории Манасевич
  • 21.04.17
  • 0
  • 11877
  • фон:

Благодаря брянским организаторам  проекта «#ЧЕРНОВИКИ» в нашем городе продолжаются выступления самых известных современных авторов. Апрельским гостем стала петербургская поэтесса Виктория Манасевич, также известная под псевдонимом Сопрано. Она представила брянским зрителям свою программу «Процесс горения».

Открыла концерт Алена Коржова, брянский поэт и музыкант. Её стихи и песни известны многим молодым жителям города, давно любимы и никогда не перестают удивлять. Что бывает видно в окне высотки напротив? О чем думает человек, который все сидит и не просит счет? На что похожа внезапная любовь? аКоржова – редкий и оттого особенно приятный гость на брянской сцене; можно сказать, она задала лирический вектор этого вечера.

Пребывая на волнах лирики, зрители встретили главную героиню – Викторию Манасевич.

«Сегодня я хочу представить вам свою программу «Процесс горения» - говорит она. – Это мой первый крупный проект после издания книги "Карта Памяти". И особенно рада, выступать в том городе, с которым связано мое детство».

Эта программа интересна тем, что от концерта к концерту тексты меняются один на другой, меняются иногда даже сами тексты. А ещё некоторые стихи звучат под музыку, которую придумали  питерская арт-группа «ГАФТ» и музыкант Сергей Актуш (для них звучали отдельные аплодисменты, можно сказать, заочная благодарность).

В «Процессе Горения» есть не только стихи, но и проза, из цикла «Dead letters» - «мертвые письма». Как рассказала поэтесса, это некое ответвление эпистолярного жанра – письма, которые никогда не будут получены, потому что адресат умер или, например, вообще никогда не существовал. Такие письма не требуют ответа и возвращаются отправителю обратно.

Проще чем кажется: пятеро – я и стены.
Первое слово дороже второго.
Третьим нам раздирают горло на кровь и тенор.
С тем, что осталось от слова, играют дети.
Я улыбаюсь только котам и детям.
Так и живём, пробавляясь китайским рисом
без ничего: табачный дым воздух выел.
Вот уже несколько лет адресаты писем
больше покойные, нежели чем живые…

«Лирика Сопрано очень женственная, легкая, мелодичная, но при этом мрачная, как готический собор в ненастную погоду. Странное впечатление» - подумал наш корреспондент, и, так и не очнувшись от этого поэтического тумана (свойственного, впрочем, Петербургу) отправился беседовать с автором. Справедливости ради, заранее скажем, что темные впечатления сразу  рассеялись… Сопрано – луч света. Вспышка света – в сумраке.

Почему вы выбрали именно такой псевдоним – Сопрано?

Есть несколько причин. Во-первых, я долгое время занималась музыкой, пела, мой тембр голоса – меццо-сопрано, я даже ездила на гастроли в Германию. Во-вторых, когда все только начиналось, я выкладывала какие-то стихи в сеть, мне совершенно не нравились мои имя и фамилия, и мне захотелось писать под псевдонимом. У меня есть друг, петербургский поэт Андрей Кузнецов (Арчет), и у него был цикл диалогов «Альт и Сопрано», поэтому псевдоним «Сопрано» ещё и оттуда.

О чем были ваше самое первое и самое последнее по времени стихотворения?

Первое стихотворение было в 9 лет, у меня родился младший брат, это и стало темой. Нормальное стихотворение, кстати, особенно для девятилетки. Последнее по времени, крайнее – о теракте в петербургском метро, я сегодня его читала.

 

Питер занят. Уже как вторые сутки
он читает соцсети и поднимает трубки,
проверяет пакеты, портфели, сумки,
наполняет автобусы и маршрутки,
теми, кто опасается лезть в метро.

Питер терпит боль от кровящей раны,
только ждёт с нетерпением новых данных,
Это может вовсе казаться странным:
скоро Питер будет совсем здоров.

В этой страшной любви, не знающей недочётов,
он с рождения в сердце растит сплочённых,
он сегодня в чёрном, но этот чёрный
не заглушит бьющий наружу свет.

Этот свет - новый поезд в конце тоннеля,
это свечи на голом гранитном теле,
это те, кто успел, и другие, что не успели,
это в трубке после гудков "привет".

Принимая цветы, обходя больницы,
гладя те районы, где разболится,
Питер едет в вагоне и не боится
ни забытых вещей, ни подземных длин.

Отражаясь в вагонных дверях-бойницах,
Питер едет в метро, обнимая Ниццу,
торопясь к самолётам встречать Берлин
.

Кто из классических и современных авторов является для вас ориентиром? Кто нравится больше всех?

Этот вопрос достаточно часто задают – кто для вас пример, кто для вас кумир? Если тебе нужны примеры и кумиры, значит, тебе все-таки нужно расти дальше, делать не как кто-то, а своё, иначе в этом нет смысла (надеюсь, у меня получается). Конечно, есть авторы, которых я люблю, предпочтения меняются с течением жизни, но если всех собрать, то ничего особо оригинального – это Бродский, Евтушенко, Рождественский. Последняя моя любовь -  стихи Леонида Филатова, они очень прозрачные, очень легкие. Современных авторов определить сложнее. Ведь есть много талантливых людей в Москве, несколько действительно крупных авторов есть в Петербурге, есть и в других городах. Наверное, я не буду выделять кого-то конкретно и называть отдельные имена.

У вас филологическое образование и вы долгое время занимались наукой, даже защитили магистерскую диссертацию. Скажите, вот это самое филологическое образование в написании стихов помогает, или наоборот, в какой-то степени мешает?

Как сказать, это абсолютно отдельное. Я понимаю, что могу написать любой текст, думая, какой это жанр, стиль. Могу разобрать чужой текст. Это не имеет отношения к творчеству, это другая история. Но если начать копаться в своем творчестве, как-то его препарировать, наверное, такого не получится. Мне достаточно часто присылают для разбора стихи и не только, я стараюсь помочь, подсказать. Так что от моего филологического образования больше пользы не мне, а другим.

Как вы относитесь к литературным конкурсам, что, по вашему мнению, они дают молодым поэтам? Некоторые переживают, попадая в лонг-листы и шорт-листы – и ещё больше переживают, не попадая в них…

Я конкурсы люблю не очень. В частности, не люблю всякого рода поэтические баттлы, это такая традиция, которая пришла из рэп-культуры. Человека, у которого не получается, это может слишком сильно расстроить, а люди, которые хороши, не нуждаются в том, чтобы их сравнивали. Вот, например, в спорте проще - пробежал, пришел первым – и все, ты лучший. А поэзия, особенно современная, так многообразна, что сравнивать глуповато. Но вообще это интересно, судят ведь разные люди – иногда литературные деятели, иногда театральные, иногда общественные. Все-таки это опыт.

Многие ваши стихи – о Петербурге. Если не Питер – какой другой город вы бы выбрали?

Берлин или Прага. Я ведь изучала немецкий язык, свободно говорю на нем, часто езжу в Германию в командировки – по работе. Берлин – очень свободный город, очень яркий, в нем люди разных культур находятся в равных правах, и это близко к моей мечте, о которой я говорила сегодня. Мне нравится эта свобода. И он большой, в маленьком городе, я, наверное, не смогла бы жить. Так, изредка, если тянет к природе… А Прага – город сказочный, но немного мрачный. Мне даже чуть-чуть казалось, что я его придумала, это такой город-мечта.

Эта любовь - начало для всех начал.
Матери, дочери - памяти нет на лица,
вечно неспящие, но наяву им снится,
как самолёту по небу легко летится,
как переходит солдат налегке границу,
как капитаны прыгают на причал.
Их обнимают дочери на причале,
только любовь - начало, любовь - вначале,
сила, которая больше самой планеты.

Вы бывали в Брянске, жили здесь, и теперь оказались в нем спустя некоторое время. Изменился ли он?

Так получилось, что я много-много лет в нем не была, потом приехала пару месяцев назад – к бабушке, и вот, сейчас приехала снова. Брянск не очень изменился, и, по моему мнению, это очень важно для города детства, чтобы он оставался прежним. Я вижу эти дома, эти дороги, чувствую эти запахи, слышу, как голуби воркуют, слышу шум людей – все такое же, и это  прекрасно. Причем воркование голубей - это очень яркая картинка из детства, у бабушки рядом с окном было голубиное гнездо, и они меня воркованием будили. С тех пор воркование голубей под окном утром - чёткая ассоциация с детством. Особенно когда светит солнце. Словом, я рада выступить с концертом в Брянске, никогда не думала, что это будет. Для меня это важно.

…После беседы с Викторией автору этих строк подумалось, что города похожи на людей — некоторые близкие, а некоторые нет. Вот и Брянск всегда встретит, словно старая подруга, которая ещё в детстве играла с тобой, но была на пару лет старше. Скажет: «Привет, я скучала. У меня есть, что рассказать тебе». Подмигнет зеленоглазым светофором и будет мечтать о том дне, когда ты вернешься.

Сопрано, приезжай ещё, Брянск ждет тебя – и брянские зрители тоже!